Научная статья на тему 'РАННИЙ ГОСПЛАН И НАУЧНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА В. Г. ГРОМАНА В 1920-1930-Е ГГ'

РАННИЙ ГОСПЛАН И НАУЧНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА В. Г. ГРОМАНА В 1920-1930-Е ГГ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
119
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСПЛАН СССР / В. Г. ГРОМАН / МЕТОДОЛОГИЯ / ПЛАН-ПРОГНОЗ / ЭКОНОМИСТЫ / НАСЛЕДИЕ / КОНЦЕПЦИЯ НАРОДНОХОЗЯЙСТВЕННОГО ЦЕЛОГО

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кузнецова Ольга Николаевна

Введение. Настоящее исследование посвящено анализу профессиональной деятельности одного из известных советских экономистов В. Г. Громана и его коллег, которые создали научно-методологическую школу в Госплане СССР в 1920-1930-е гг. Их идеи легли в основу минимального проекта первого пятилетнего плана (плана-прогноза), а также создали новый методологический подход к планированию в целом. В центре внимания автора статьи - анализ биографий, взглядов, идей и особенностей методологии планирования представителей школы В. Г. Громана: В. И. Зейлингера, Б. А. Гухмана, Г. В. Шуба, Г. М. Пистрака, Р. Я. Бройтмана и Н. М. Вишневского, ряд сведений о которых впервые вводится в научный оборот. Материалы и методы. Методологическую основу исследования составили научные работы и практические разработки В. Г. Громана и его сторонников. Были использованы традиционные и новые методы исследования, в частности общенаучные, а также метод сравнительного анализа применительно к контексту эпохи до 1917 г., периода Военного коммунизма и НЭПа и тех методов, которые были разработаны и внедрены школой В. Г. Громана в Госплане. Вместе с тем использованы специальные методы экономической истории, такие как системно-структурный и статистический метод, анализ структурных трансформаций для исследования методологии планирования в целом. Результаты исследования. Представлена характеристика деятельности школы В. Г. Громана, которая рассматривается в историко-социальном контексте в период сразу после 1917 г. Исследуются различные свидетельства создания плановой экономики в 1920-е гг. в СССР, в частности кадровый потенциал специалистов с социалистической ориентацией. Приводится анализ монографических исследований, комплекса публицистического наследия, а также материалов прессы. Обсуждение. Научные открытия школы В. Г. Громана были тесно связаны с практикой: созданы контрольные цифры в экономике, разработана методология баланса народного хозяйства на основании статистических данных отраслей, предложена идея ценностного соотношения и народнохозяйственного целого, которые в совокупности позволили создать централизованное планирование в масштабах всей страны. Впоследствии этот подход к планированию не отвечал задачам индустриализации и коллективизации страны, что привело к критике и политическому процессу «Союзного бюро меньшевиков», где данное направление было разгромлено. Заключение. Предлагаемые положения и выводы решают задачу возвращения научного наследия методологической школы В. Г. Громана широкой читательской аудитории и определяют ее роль и место в экономической политике и методологии планирования России - СССР в ХХ в. Вместе с тем актуальность методологического аспекта изучения истории знания на стыке междисциплинарности истории и экономики предлагает свежий взгляд на экономическую историю в период одной из системных трансформаций экономики страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EARLY GOSPLAN AND THE SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL SCHOOL OF V. G. GROMAN. 1920-1930S

Introduction. This study is devoted to the analysis of the professional activities of one of the famous Soviet economists V. G. Groman and his colleagues, who created a scientific and methodological school in the State Planning Committee of the USSR in the 1920s-1930s. Their ideas formed the basis of the minimum draft of the first five-year plan (forecast plan), and also created a new methodological approach to planning in general. Results. The author focuses on the analysis of biographies, views, ideas and features of the planning methodology of representatives of the school of V. G. Groman - V. I. Zeilinger, B. A. Gukhman, G.V. Shub, G. M. Pistrak, R.Ya. Broitman and N. M. Vishnevsky, a number of information about which is introduced into scientific circulation for the first time. Materials and Methods. The methodological basis of the study has been constructed with help of the scientific work and practical developments of V. G. Groman. General scientific methods have been used, as well as the method of comparative analysis in relation to the context of the era before 1917, the period of Military Communism and the NEP, and those methods that were developed and implemented by the Groman school in the State Planning Commission. At the same time, special methods of economic history were used, such as the system-structural and statistical method, analysis of structural transformations for the study of planning methodology in general. Results. The characteristic of V. G. Groman, which is considered in the historical and social context in the period immediately after 1917, examines various evidence of the creation of a planned economy in the 1920s in the USSR, in particular, the personnel potential of specialists with a socialist orientation. An analysis of monographic studies, a complex of journalistic heritage, as well as press materials are given. Scientific discoveries of the school of V. G. Groman were closely connected with practice, in particular, they created control figures in the economy, developed a methodology for the balance of the national economy based on statistical data from industries, proposed the idea of a value ratio and an economic whole, which together made it possible to create centralized planning throughout the country. Subsequently, this approach to planning did not meet the objectives of the industrialization and collectivization of the country, which led to criticism and the political process of the Allied Bureau of the Mensheviks, where this direction was crushed. Discussion and Conclusion. The proposed provisions and conclusions solve the problem of returning the scientific heritage of the Groman methodological school to a wide readership and determine its role and place in the economic policy and planning methodology of Russia - USSR in the 20th century. At the same time, the relevance of the methodological aspect of studying the history of knowledge at the intersection of the interdisciplinarity of history and economics offers a fresh look at economic history during one of the systemic transformations of the country’s economy.

Текст научной работы на тему «РАННИЙ ГОСПЛАН И НАУЧНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА В. Г. ГРОМАНА В 1920-1930-Е ГГ»

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX- НАЧАЛЕ XXI в.

ECONOMICAL DEVELOPMENT OF RUSSIA IN THE SECOND HALF OF THE 20th - EARLY21th CENTURY

ISSN 2409-630X (Print), ISSN 2618-916X (Online) DOI: 10.15507/2409-630X.058.018.202203.189-200

УДК 93/94

О. Н. Кузнецова

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (Санкт-Петербург, Россия), e-mail: bon-box@mail.ru

Ранний Госплан

и научно-методологическая школа В. Г. Громана в 1920-1930-е гг.

Аннотация

Введение. Настоящее исследование посвящено анализу профессиональной деятельности одного из известных советских экономистов В. Г Громана и его коллег, которые создали научно-методологическую школу в Госплане СССР в 1920-1930-е гг Их идеи легли в основу минимального проекта первого пятилетнего плана (плана-прогноза), а также создали новый методологический подход к планированию в целом. В центре внимания автора статьи - анализ биографий, взглядов, идей и особенностей методологии планирования представителей школы В. Г Громана: В. И. Зейлингера, Б. А. Гухмана, Г. В. Шуба, Г. М. Пистрака, Р. Я. Бройт-мана и Н. М. Вишневского, ряд сведений о которых впервые вводится в научный оборот. Материалы и методы. Методологическую основу исследования составили научные работы и практические разработки В. Г. Громана и его сторонников. Были использованы традиционные и новые методы исследования, в частности общенаучные, а также метод сравнительного анализа применительно к контексту эпохи до 1917 г, периода Военного коммунизма и НЭПа и тех методов, которые были разработаны и внедрены школой В. Г Громана в Госплане. Вместе с тем использованы специальные методы экономической истории, такие как системно-структурный и статистический метод, анализ структурных трансформаций для исследования методологии планирования в целом. Результаты исследования. Представлена характеристика деятельности школы В. Г. Гро-мана, которая рассматривается в историко-социальном контексте в период сразу после 1917 г. Исследуются различные свидетельства создания плановой экономики в 1920-е гг. в СССР, в частности кадровый потенциал специалистов с социалистической ориентацией. Приводится анализ монографических исследований, комплекса публицистического наследия, а также материалов прессы.

Обсуждение. Научные открытия школы В. Г Громана были тесно связаны с практикой: созданы контрольные цифры в экономике, разработана методология баланса народного хозяйства на основании статистических данных отраслей, предложена идея ценностного соотношения и народнохозяйственного целого, которые в совокупности позволили создать централизованное планирование в масштабах всей страны. Впоследствии этот подход к планированию не отвечал задачам индустриализации и коллективизации страны, что привело к критике и политическому процессу «Союзного бюро меньшевиков», где данное направление было разгромлено.

Заключение. Предлагаемые положения и выводы решают задачу возвращения научного наследия методологической школы В. Г Громана широкой читательской аудитории и определяют ее роль и место в экономической политике и методологии планирования России -СССР в ХХ в. Вместе с тем актуальность методологического аспекта изучения истории знания на стыке междисциплинарности истории и экономики предлагает свежий взгляд на

© Кузнецова О. Н., 2022

экономическую историю в период одной из системных трансформаций экономики страны.

Ключевые слова: Госплан СССР, В. Г. Громан, методология, план-прогноз, экономисты, наследие, концепция народнохозяйственного целого.

Для цитирования: Кузнецова О. Н. Ранний Госплан и научно-методологическая школа В. Г. Громана в 1920-1930-е гг. // Экономическая история. - 2022. - Т. 18, № 3. - С. 189-200. - DOI: 10.15507/2409-630Х.058.018.202203.189-200.

Olga N. Kuznetsova

Peter the Great St-Petersburg Polytechnic University (Saint. Petersburg, Russia),

e-mail: bon-box@mail.ru

Early Gosplan and the Scientific and Methodological School of V. G. Groman. 1920-1930s

Abstract

Introduction. This study is devoted to the analysis of the professional activities of one of the famous Soviet economists V. G. Groman and his colleagues, who created a scientific and methodological school in the State Planning Committee of the USSR in the 1920s-1930s. Their ideas formed the basis of the minimum draft of the first five-year plan (forecast plan), and also created a new methodological approach to planning in general.

Results. The author focuses on the analysis of biographies, views, ideas and features of the planning methodology of representatives of the school of V G. Groman - V I. Zeilinger, B. A. Gukhman, G. V. Shub, G. M. Pistrak, R. Ya. Broitman and N. M. Vishnevsky, a number of information about which is introduced into scientific circulation for the first time. Materials and Methods. The methodological basis of the study has been constructed with help of the scientific work and practical developments of V. G. Groman. General scientific methods have been used, as well as the method of comparative analysis in relation to the context of the era before 1917, the period of Military Communism and the NEP, and those methods that were developed and implemented by the Groman school in the State Planning Commission At the same time, special methods of economic history were used, such as the system-structural and statistical method, analysis of structural transformations for the study of planning methodology in general. Results. The characteristic of V. G. Groman, which is considered in the historical and social context in the period immediately after 1917, examines various evidence of the creation of a planned economy in the 1920s in the USSR, in particular, the personnel potential of specialists with a socialist orientation An analysis of monographic studies, a complex of journalistic heritage, as well as press materials are given. Scientific discoveries of the school of V. G. Groman were closely connected with practice, in particular, they created control figures in the economy, developed a methodology for the balance of the national economy based on statistical data from industries, proposed the idea of a value ratio and an economic whole, which together made it possible to create centralized planning throughout the country. Subsequently, this approach to planning did not meet the objectives of the industrialization and collectivization of the country, which led to criticism and the political process of the Allied Bureau of the Mensheviks, where this direction was crushed.

Discussion and Conclusion. The proposed provisions and conclusions solve the problem of returning the scientific heritage of the Groman methodological school to a wide readership and determine its role and place in the economic policy and planning methodology of Russia - USSR in the 20th century. At the same time, the relevance of the methodological aspect of studying the history of knowledge at the intersection of the interdisciplinarity of history and economics offers a fresh look at economic history during one of the systemic transformations of the country's economy. Keywords. Gosplan of the USSR, V. G. Groman, methodology, plan-forecast, economists, legacy. For citation: Kuznetsova O. N. Early Gosplan and the Scientific and Methodological School of V. G. Groman. 1920-1930s. Ekonomicheskaya istoriya = Russian Journal of Economic History. 2022; 18(3): 189-200. (In Russ.). DOI: 10.15507/2409-630X.058.018.202203.189-200.

Введение

Происходящая сегодня системная трансформация экономики, во многом связанная с цифровыми технологиями и процессами, была не единственной модернизацией в истории России. Советская плановая экономика, составляющая основу командно-административной экономической системы, являлась уникальным явлением ХХ в. К 1926 г. в СССР началась разработка пятилетнего плана, были созданы два варианта плана, максимальный из которых в 1929 г. был принят к выполнению. Это потребовало большого напряжения сил всей страны, а первая пятилетка 1928/29-1932/33 гг. открыла эпоху индустриализации СССР. Вместе с тем в основе плановой советской экономики 1920-х гг. лежали идеи научно-методологической школы Владимира Густавовича Громана, советского экономиста, известного разработчика варианта плана-прогноза. Его профессиональная деятельность, а также биографические сведения о его коллегах - советских экономистах, представляющих школу В. Г. Громана, не становились предметом специального анализа в отечественной науке. Именно они создали в Госплане подход к планированию в целом, основанный на расчетах экономических показателей, контрольных цифр, а также баланса народного хозяйства на основании статистических данных отраслей. Трансформация экономики первоначально в распределительную, а затем в плановую оказалась тесно связана с умеренными социалистическими воззрениями сотрудников Госплана 1920-х - начала 1930-х гг. В условиях дефицита квалифицированных кадров после революции 1917 г. знания меньшевиков, неонародников и специалистов-практиков оказались весьма востребованы новой властью. Их научное наследие представлено трудами, статьями и материалами дискуссий при создании плановой экономики СССР, которые в свою очередь были очень информативны, в частности для эмигрантов Русского зарубежья, ведь именно они являлись источником знаний об экономических процессах в Советском

Союзе. Целью исследования является анализ биографий, взглядов и идей представителей школы В. Г. Громана в Госплане. Рассмотрены созданная ими концепция и методология планирования в Госплане, а также организация плана в масштабах всей страны с привлечением больших статистических данных для исследования исторических и экономических оснований в 1920-е гг. в СССР.

Именно вокруг В. Г. Громана, человека талантливого, энергичного и убежденного сторонника идей планирования в экономике, сформировалась эта школа. Среди его сторонников (громанцев) Н. М. Ясный, ссылаясь на самого В. Г. Громана, с которым работал и дружил, называет В. И. Зейлинге-ра, Б. А. Гухмана, Г. В. Шуба, Г. М. Пистра-ка, Р. Я. Бройтмана и Н. М. Вишневского [19, с. 267]. Согласно данным судебного процесса по делу меньшевиков в Госплане и протоколу допроса Б. А. Гухмана от 30 сентября 1930 г., В. А. Базаров тоже примыкал к этой группе [16, с. 388]. Поскольку его биография и взгляды, в отличие от других экономистов, хорошо изучены, в данном случае сосредоточимся только на малоизвестных представителях школы и их воззрениях.

Обзор литературы

В советской историографии тема Госплана была достаточно исследованной с определенной методологической точки зрения. Однако история возникновения советской плановой системы, ее становления после Первой мировой войны и революции 1917 г., появления идеи планирования в мас -штабах всей страны остается малоизвестной страницей в истории экономической науки. Сегодня наблюдается определенный интерес к изучению советского экономического наследия, в связи с чем появляются публикации, посвященные различным аспектам советской экономики периода социализма, в частности Госплана [9]. Наследие известных экономистов той эпохи все чаще становится предметом специального рассмотрения. Это справедливо в отношении С. Г. Струмилина, Н. Д. Кондратьева, В. А. Базарова и других исследовате-

лей [13]. Ряд аспектов впервые получает освещение, например деятельность Госплана в области идеологии [3]. Одними из немногих современных работ, затрагивающих вопросы методологии и обсуждения различных вариантов пятилетнего плана, являются статья Ю. М. Голанда о перспективном планировании при НЭПе [5] и статья М. А. Фельдмана, представляющая анализ журнала «Плановое хозяйство» и той методологии работы, которую представляли советские экономисты на его страницах [18]. Материалы о некоторых экономистах 1920-х гг. содержат краткие архивные справки, но имена большинства представителей школы В. Г. Громана и их вклад в создание плановой экономики СССР до сих пор практически неизвестны.

Материалы и методы

Архивные документы, относящиеся к школе В. Г. Громана, в основном сосредоточенные в Российском государственном архиве экономики (РГАЭ), впервые вводятся в научный оборот. Прежде всего это биографические сведения, статьи экономистов и внутренние материалы Госплана. Привлечены источники Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ), а также данные прессы. Ценную информацию о судьбе экономистов школы содержат опубликованные материалы допросов по делу «Союзного бюро меньшевиков» [16]. Вместе с тем одним из основных источников по деятельности советских экономистов в Госплане является книга воспоминаний Н. М. Ясного о тех представителях советской экономической мысли, которых он знал лично и профессионально [19]. Методологическую основу исследования составили научные работы В. Г. Громана, В. И. Зейлин-гера, Б. А. Гухмана, Н. М. Вишневского, а также их практические разработки, статьи и рекомендации. Были использованы традиционные и новые методы исследования, в частности метод сравнительного анализа применительно к контексту эпохи до и после 1917 г., а также оценка тех методов, которые были разработаны и внедрены школой В. Г. Громана в Госплане.

Результаты

Развитие советской экономики в период с 1917 по 1931 г. стало одним из периодов трансформации экономической системы России - СССР. Помимо политических событий, целый ряд экономических обстоятельств оказывали влияние на происходящие изменения. Так, в первые годы советской власти анализ статистики в области расчетов экономических показателей был тесно связан с дореволюционными данными, в частности с показателями 1913 г., поскольку изучение предшествующего периода революции и Гражданской войны статистически было невозможно. Поэтому для разработки баланса хозяйства в 1920-е гг. базисным для всех исчислений был выбран 1913 г. Вместе с тем это период определенного дефицита квалифицированных кадров в молодом Советском государстве. Особенностью Госплана начального периода стал научный поиск, а именно изыскание форм и методологии планирования. Как отмечал С. Г. Струмилин, именно к методологии необходимо привлечь разум всех интересующихся. Этап 1920-х гг. стал наиболее плодотворным для школы В. Г. Громана. В условиях, когда новая власть только намечала ориентиры в экономической политике государства, эти специалисты создавали функционирующие звенья внутри экономики, занимались поиском форм, соответствующих новой структуре хозяйства и удовлетворяющих новым требованиям государства. Изначально (в 1917 г. и сразу после революции) их знания и опыт оказались востребованы, несмотря на то что до этого они не занимали значимых постов в государственном аппарате, а работали на местах как профессионалы-статистики. К началу 1930-х гг., периоду индустриализации и коллективизации, развитие ситуации изменилось, созданное В. Г. Громаном направление было признано вредным и опасным для социалистической экономики, что привело к политическому процессу «Союзного бюро меньшевиков», после чего школа В. Г. Громана была уничтожена [14].

Обсуждение

Предпосылками создания рассматриваемого методологического подхода стали последствия Первой мировой войны и революции 1917 г., которые показали необходимость и жизнеспособность распределительной системы. В этот период В. Г. Громан активно работал в структурах, связанных с решением продовольственного вопроса, в частности являлся председателем продовольственной комиссии Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов. Возглавлял Петроградский центральный продовольственный комитет (ПЦПК), а с введением твердых цен Временным правительством стал «продовольственным диктатором Петрограда» [15]. Отметим, что в 1917 г. решение продовольственных проблем было тесно связано с разработками идей планирования и распределения. Еще во время Первой мировой войны была составлена «Записка» об особенностях функционирования распределительной экономики в Германии и началах государственного регулирования, которое стремилось реализовать Временное правительство России в 1917 г.1 После событий Октября 1917 г. В. Г. Громан поступил на советскую службу, занимался планово-статистической работой, готовил обзоры экономического положения (так называемые конъюнктурные обзоры), на основании которых возникла идея создания централизованного плана. Были подготовлены «Контрольные цифры на 1925/26 год», которые стали огромным шагом в методологии планирования для создания плана в СССР. Подчеркивая увлеченность В. Г. Громана идеей централизованного планирования, Н. М. Ясный утверждал, что именно В. Г. Громан первым в Советской России заговорил об идее такого плана в целом [19, с. 159]. Еще одной заслугой В. Г. Громана была подготовка баланса народного хозяйства на основании статистических данных для конкретной страны (Советской России) на определенный период. Экономисты в Госплане в 1920-е гг. многое

сделали для разработки балансов различных отраслей, а также для реализации идеи о взаимосвязи между отраслями экономики. Как утверждал Н. М. Ясный, спустя много лет эта идея макроэкономического баланса была заимствована экономистами в США, где она появилась в преобразованном виде -как анализ «затраты - выпуск», что, как правило, связывают с именем В. В. Леонтьева.

В СССР из «распределения по мере необходимости» В. Г. Громаном были разработаны концепции макроэкономического баланса и народнохозяйственного целого. Благодаря критическим выступлениям В. Г. Громана в 1928 г. было реорганизовано Центральное статистическое управление (ЦСУ) СССР, что позволило обеспечить синтез статистической и плановой работы и дало возможность выдвинуть новые для своего времени статистические методы. Именно они легли в основу концепции народнохозяйственного целого, т. е. создания планового хозяйства на основе не простого суммирования различных экономических элементов, а анализа совокупности всех факторов экономики. Как отмечал В. А. Базаров, «в конкретной экономике и экономической статистике... Громан являлся в известном смысле пионером» [2]. Известно, что именно В. Г. Громан и В. А. Базаров впервые разработали метод планирования и оценки государственной экономики, основанный на так называемых тектологических принципах А. А. Богданова (принципов всеобщей организации науки, лежащих в основе функционирования всех систем).

Конечно, создание методологии было невозможно без талантливых экономистов школы В. Г. Громана, биографии которых практически неизвестны сегодня. Одним из самых одаренных экономистов был Борис Адольфович Гухман. Из его автобиографии и протокола допроса следует, что он родился в Баку в 1898 г., окончил гимназию, в 1917 г. переехал в Петроград, но в 1918 г. вернулся в Баку. В личном листке при приеме на работу в Госплан в графе «Образование» он

1 ГАРФ (Государственный архив Российской Федерации). - Ф. 1783. - Оп. 6. - Д. 166.

Таблица

Данные контрольных цифр (соотношение) согласно исследованиям

В. Г. Громана и Б. А. Гухмана

Table

Key figure data (correlation) according to research of V. G. Groman and B. A. Gukhman

Год / Year Сельское хозяйство / Agriculture Промышленность / Industry

1913 37 63

1921/22 52 48

1922/23 41 59

1923/24 38 62

1924/25 37 63

(план-прогноз / plan-forecast)

указал гимназию, экономический факультет Политехникума, а также свободное владение немецким и французским языками2. Он окончил Азербайджанский политехнический институт и был принят на работу в Азербайджанское бюро статистики труда по профессии статистик. С 1923 г. жил и работал в Москве, в Госплане - в комиссии по контрольным цифрам и в Центральном плановом бюро. Он является автором ряда работ по вопросам труда, заработной платы и положения рабочих, его исследования освещали опыт Азербайджана в проведении новой экономической политики [1]. Затем в известной серии ВСНХ вышла работа Б. А. Гухмана «Производительность труда и заработная плата в промышленности СССР». Его исследование «Продукция и потребление в СССР» с предисловием С. Г. Струмилина представляло часть коллективной работы Экономсекции Госплана по построению общего баланса народного хозяйства СССР [7; 8]. Особо он отмечал заслугу В. Г. Громана, которому русская экономическая мысль была обязана термином «восстановительный процесс» применительно к периоду 1920-х гг., а также анализом этого периода, его содержания, темпов и направлений [7, с. 8]. При оценке ситуации 1920-х гг. и сравнивая эти данные с 1913 г., В. Г. Громан и Б. А. Гухман открыли процентное соотношение выпуска промышленных товаров к сельскохозяйственной

продукции как 37 к 63 (таблица). Закономерность этого ценностного соотношения состояла в том, что с повышением доли промышленности в продукции народного хозяйства (при условии товарного обмена) цена на промышленные товары понижалась по сравнению с ценами на продукты сельского хозяйства.

Представленные данные стали основой теории равновесия В. Г. Громана. Они позволяли, в частности, производить статистические расчеты на последующие годы и прогнозировать развитие производительных сил страны. Во многом поэтому методологический подход В. Г. Громана получил название «план-прогноз». Задача построения баланса народного хозяйства стала основой для экономической мысли 1920-х гг., эта проблема активно дискутировалась как в СССР, так и за рубежом. На наш взгляд, представленные результаты научного поиска отражали движение научной мысли в сторону определения такого показателя, как валовой внутренний продукт (ВВП), также связанного со способом и методикой определения народного дохода страны. Это объединяло научные разработки экономистов эмиграции первой волны с их коллегами в Госплане, а также являлось неоспоримым свидетельством функционирования теоретической мысли в мире. При этом вопрос о влиянии зарубежных экономистов и поездках В. Г. Громана за границу остается

2 РГАЭ (Российский государственный архив экономики). - Ф. 4372. - Оп. 40. - Д. 349. Гухман Б. А.

открытым. Отметим, что впоследствии эта теория была искажена, в частности, в работах Р. Е. Вайсберга и других известных коммунистов Госплана.

В 1920-е гг. основой работы школы В. Г. Громана в Госплане стали сбор и анализ всех статистических данных, поскольку алгоритм работы по построению баланса в СССР выглядел так: исчисление размеров производства и потребления, а затем подсчет их баланса. Баланс народного хозяйства распадался на ряд частных балансов, важнейшим из которых был баланс производства и потребления, отражающий движение материальных ценностей в стране. Подобная попытка была предпринята впервые, поскольку до этого баланс не составляли, а производили только отдельные сводки. Наибольшего расцвета научная и практическая работа школы В. Г. Громана достигла в период создания материалов контрольных цифр. Впервые они были изданы в виде карточек с диаграммами, для того чтобы дать ясное представление о строении советского хозяйства и его эволюции [6]. Основным материалом для составления таблиц стали работы по изучению советского хозяйства, произведенные в связи с созданием контрольных цифр как в Госплане СССР, так и в отдельных ведомствах, в частности Центральном статистическом управлении (ЦСУ). Таблицы представляли анализ производства, распределения и потребления исходя из принципов марксизма. Контрольные цифры стали той методологической основой, на которой впоследствии был создан план. Докладчиком по вопросу «О контрольных цифрах на 1926/1927 гг.» на заседании Совета народных комиссаров СССР и Совета труда и обороны выступил Б. А. Гухман. Он прямо отметил заслуги и влияние В. Г. Громана на общие методологические принципы работы и назвал разработчиков «школой Громана» [16, с. 388].

Еще одним известным специалистом Госплана, принадлежавшим к школе В. Г. Громана, был Владимир Иванович Зейлингер [10]. Он родился в 1891 г. в Одессе, в 1917 г. окончил юридический факуль-

тет Петроградского университета. После нескольких лет работы в УССР в Госплане занимал должность заместителя заведующего секцией методологии государственного учета. Входил в состав коллегии ЦСУ СССР, преподавал в Торговой академии и Промышленно-экономическом институте. В 1930 г. был арестован по обвинению в принадлежности к РСДРП (меньшевиков). Постановлением Коллегии ОГПУ 25 апреля 1931 г. приговорен к пяти годам полити-золятора. В августе 1932 г. оставшийся срок был заменен ссылкой в Среднюю Азию с работой по специальности в Госплане Узбекской ССР. В своих работах В. И. Зей-лингер отмечал, что в период построения единого хозяйственного плана были необходимы систематизация и планомерное накопление материалов, охватывающих динамику народного хозяйства в целом [11]. Он отмечал, что советское статистическое знание носило фрагментарный характер, но еще больше не хватало определенной и продуманной системы, которая отдельные исчисления подчиняла бы общей задаче познания народного хозяйства в целом. В. И. Зейлингер одним из первых обратил внимание на связь между экономикой СССР и мировым хозяйством в 1920-е гг. и предложил систему наблюдений за народным хозяйством по отраслям (промышленность, сельское хозяйство, торговля, транспорт и т. д.), в каждой из которых предлагал статистические исчисления проводить по определенным задачам (пунктам). В целом его работа преследовала цель, которую ставил перед собой Госплан в 1920-е гг.: попытка построения контрольных цифр народного хозяйства, которые были предтечей единого хозяйственного плана.

Еще во время работы в Пензе в 1909 г. коллегой В. Г. Громана был Герман Владимирович Шуб, что прослеживается по их совместным работам [12]. Г. В. Шуб родился в 1888 г. в Москве, в 1913 г. окончил экономическое отделение юридического факультета Московского университета. В биографии сына Г. В. Шуба, известного театроведа Юлия Германовича, указыва-

лось, что Герман Владимирович был активным участником революционного движения (революции 1905-1907 гг. и Февральской революции 1917 г.), членом РСДРП (меньшевиков), Бунда. С 1922 г. Г. В. Шуб работал в Госплане, занимался статистической работой в Бюро по контрольным цифрам3. Как и многие представители школы В. Г. Громана, он активно публиковался в журнале «Плановое хозяйство», в частности по вопросам промышленности. Он был арестован, затем осужден по делу «Союзного бюро меньшевиков» и 5 октября 1937 г. -расстрелян в Челябинской тюрьме. Среди соратников В. Г. Громана в Госплане были также Гедали Михайлович Пистрак и Роман Яковлевич Бройтман. Г. М. Пистрак родился в 1891 г. в г. Каменец-Подольский, окончил среднее техническое училище в Лодзи, учился в Дармштадте, Париже (в Высшей школе юридических наук), в 1918 г. окончил Петроградский университет. Работал в Народном комиссариате иностранных дел, в экономическо-правовом отделе, в Туркестане был представителем комиссии по проведению ярмарок. В марте 1924 г. поступил на службу в Госплан, в Управление делами совета промышленности и торговли, в качестве консультанта торговой секции4. В 1931 г. осужден по делу «Союзного бюро меньшевиков», реабилитирован в 1990 г.

Р. Я. Бройтман родился в 1895 г. в г. Каменец-Подольский, в 1913 г. окончил гимназию, был студентом Сорбонны и Киевского университета по специальности «Юриспруденция», в 1927 г. окончил Институт им. Г. В. Плеханова. С 1917 г. состоял в партии меньшевиков, в 1918-1922 гг. работал на различных должностях Продовольственной управы в регионе Подолье, с 1923 г. являлся сотрудником группы сводки Центрального планового бюро Госплана СССР. Примечательный пассаж о причинах долгой работы сторонников школы В. Г. Громана в Госплане СССР содержится

в деле Р. Я. Бройтмана в РГАЭ: «...за эти годы (1925-1930 гг. - О. К.) существования Госплана коммунисты не создали группу знающих очень сложное дело монтажа плана. Коммунисты почему-то не любили идти на это дело, относились к нему свысока как к статистической работе. Между тем она имеет крупнейшее значение, как работа по анализу плана по существу»5. В апреле 1931 г. по обвинению во вредительской деятельности меньшевистской организации он был заключен под стражу на пять лет, в августе 1960 г. постановление 1931 г. было отменено и дело в отношении Р. Я. Бройт-мана прекращено.

Среди сторонников школы В. Г. Громана и главных разработчиков проекта первого пятилетнего плана в сфере сельского хозяйства следует назвать Николая Михайловича Вишневского, биография которого практически неизвестна. Он родился в 1891 г. в Пензе, был женат на Н. П. Вишневской, имел неоконченное высшее образование6. Его основная профессия - статистик (с 1910 г.), он участвовал в статистических работах в Пензе, Петрограде и Москве. С 1910 по 1915 г. работал в Пензенском губернском статистическом бюро совместно с В. Г. Громаном, в 1915 г. участвовал в Первой мировой войне. В 1917 г. переехал в Петроград, где работал в различных органах по продовольствию, в частности в Северной Облпродуправе, с 1921 г. - в ЦСУ СССР на должности помощника заведующего отделом управления. Как точно отметил Н. М. Ясный, практически никто из меньшевиков в Госплане не был на государственной службе до революции. Так, в Пензенском губернском земстве под руководством В. Г. Громана впервые был проведен ряд статистических исследований, в которых участвовали Н. М. Вишневский, Г. В. Шуб и другие статистики. Также под редакцией В. Г. Громана и под влиянием его методологии была опубликована работа

3 РГАЭ. - Ф. 4372. - Оп. 40. - Д. 1395. Шуб Г. В.

4 Там же. - Ф. 3912. - Оп. 2. - Д. 123. Пистрак Г. М.

5 Там же. - Ф. 4372. - Оп. 40. - Д. 157. - Л. 40. Бройтман Р. Я.

6 Там же. - Ф. 1562. - Оп. 307. - Д. 635. Вишневский Н. М.

Н. М. Вишневского «Принципы и методы организованного распределения продуктов продовольствия и предметов первой необходимости» [4]. Следует отметить, что до 1928 г. научными исследованиями проблем сельского хозяйства и изучением проблем планирования в сельском хозяйстве почти не занимались, вклад внесли только неонародники, а именно Л. Н. Литошенко, Н. П. Огановский и Н. М. Вишневский. Заметная работа Н. М. Вишневского была проведена и опубликована в «Материалах по аграрной революции в России», после чего в декабре 1924 г. в Совете народных комиссаров был представлен доклад Коммунистической академии о необходимости изучения аграрной революции в России. Для этого была создана специальная комиссия, в состав которой вошли В. Г. Громан, Л. Н. Крицман, В. В. Осинский, С. Г. Струми-лин и др. Были разработаны план и программа работы, а также образовано специальное бюро для руководства статистической работой, в состав которого вошел Н. М. Вишневский. Это бюро благодаря Н. М. Вишневскому проделало большую работу по изучению волостей 27 губерний России, сбору статистических данных для составления плана. Зимой 1926/27 г. работа над планом развития сельского хозяйства с 1926/27 по 1940/41 г. была завершена, Н. П. Огановский, Н. М. Вишневский и А. Е. Лосицкий создали этот план по поручению Госплана. Отражением научного поиска в Госплане 1920-х гг. была критика запланированных темпов роста со стороны Н. Д. Кондратьева, Н. П. Макарова и А. Н. Челинцева, которые сочли цифры плана развития сельского хозяйства слишком высокими. Несмотря на заслуги, 25 апреля 1931 г. Н. М. Вишневский решением коллегии ОГПУ был осужден на пять лет лишения свободы с конфискацией имущества и был расстрелян в 1938 г., после чего реабилитирован 30 июля 1990 г.

Формирование аппарата управления в новых структурах советской экономики, в частности в Госплане, во многом оказалось связано с личностью В. Г. Громана. Именно он пригласил на работу в Госплан

коллег-статистиков, которые разделяли его методологический подход к планированию. Большинство из них придерживались умеренных социалистических воззрений, не всегда принадлежали к партии меньшевиков, являясь неонародниками либо беспартийными исследователями-практиками. Их идеи в Госплане и выступления в печати с собственной позицией можно проследить по публикациям в официальном печатном органе Госплана - журнале «Плановое хозяйство». Последние статьи Н. М. Вишневского и В. Г. Громана вышли в свет в 1930 г., после чего уже не было публикаций тех экономистов, кто не признавал генеральную линию партии в области планирования. В своей работе Н. М. Ясный упоминает, что остается непонятным, почему не было процесса над неонародниками, а был организован только открытый процесс над меньшевиками, в то время как неонародники в основном были просто арестованы или отправлены в ссылку [19, с. 113]. Вероятно, власть терпимо относилась к их профессиональной деятельности, считала их идейно близкими существующему строю, что позволяло занимать определенные посты в советских структурах управления.

Разгром школы В. Г. Громана в Госплане был прямо связан с началом открытой критики методологического подхода В. Г. Гро-мана к планированию. Осуждение началось в 1930 г. и касалось как теории равновесия балансов, так и идеи о соотношении продукции промышленности и сельского хозяйства (37 к 63). В газете «Правда» от 20 сентября 1929 г. была опубликована критическая статья Р. Е. Вайсберга с авторским истолкованием ценностного соотношения, в ответ на которую В. Г. Громан написал письмо в редакцию газеты с требованием объективного отношения к его теории. После целого ряда публикаций в журнале «Плановое хозяйство», направленных против разработок школы В. Г. Громана, на Первой Московской областной партконференции 1929 г., посвященной задачам первой пятилетки, с оценкой работы В. Г. Громана выступил член Совета народных комиссаров нарком

Г. К. Орджоникидзе. Оценка была следующей: «Ни в какой социализм он (В. Г. Гро-ман. - О. К. ) не верит, он примерно может рассуждать так: Большевики строят фабрики и заводы - это хорошее дело, им надо помогать... Но когда большевики говорят о построении социализма, то Громан считает это фантазией, он считает, что никакого социализма не выйдет. надо спускаться на демократическо-капиталистические рель-сы...»7. При этом В. Г. Громан неоднократно писал, что всегда был социалистом и высказывался за развитие социалистических форм хозяйства, при этом не всегда разделяя мировоззрение коммунистической партии; подобную характеристику его деятельности можно встретить в литературе до сих пор. Впоследствии наиболее влиятельные коммунисты Госплана осудили «громанов-скую концепцию» как механически безграмотную, был разоблачен и «антисоветский характер деятельности» его школы. Был инициирован процесс «Союзного бюро меньшевиков», который освещала на своих страницах газета «Гудок» в марте 1931 г. [15]. Именно здесь опубликованы все материалы открытого судебного процесса, где соратники В. Г. Громана получили различные сроки тюремного заключения, сам он отбывал наказание в Верхнеуральском политизоляторе, затем в Суздальском ИТЛ, где и умер 11 марта 1940 г. [17].

Заключение

Подводя итоги, отметим, что в период Первой мировой войны, революции 1917 г. и функционирования Временного правительства в России были заложены основы распределительной, а затем плановой экономики СССР. В 1920-е гг. в советской экономике произошло создание принципиально новых органов власти, начался поиск форм работы в условиях плана как основы модернизации Советской России, началось формирование советской статистики и советского статистического аппарата в структуре государственных органов.

В Госплане как высшем органе плановой

экономики существовало несколько подходов к планированию. В частности, методология плана-прогноза базировалась на подходе школы В. Г. Громана и заключалась в составлении отдельных экономических балансов и их последующем сведении к общему балансу на основании всех статистических данных, что дало возможность создать концепцию народнохозяйственного целого (воплотить идею плана в масштабах всей страны). Вместе с тем заслугой В. Г. Громана и Б. А. Гухмана было ценностное соотношение между продуктом сельского хозяйства и промышленности как 37 к 63, которое являлось основой теории равновесия, применимой к восстановительному периоду 1920-х гг. Основанное на точных статистических расчетах сторонников В. Г. Громана в Госплане данное открытие не отвечало задачам индустриализации и коллективизации, стоявшим перед страной в 1930-е гг. В основу плана-прогноза В. Г. Громана легло создание контрольных цифр, тесно связанное с вопросом развития производительных сил страны.

В целом можно говорить о дефиците профессиональных кадров для создания плановой экономики с 1917 до конца 1920-х гг. Близость позиций социалистов к позиции действующей власти большевиков ставила вопрос о поиске внутри Госплана -о работе меньшевиков и беспартийных специалистов-практиков. Их идеи во многом создали советское планирование в промышленности и сельском хозяйстве, несомненной заслугой школы В. Г. Громана как коллектива единомышленников была работа по статистическому анализу плана по существу, что позволяет рассматривать школу В. Г. Громана как лабораторию по созданию нового знания и методологии планирования в экономике СССР. При этом нельзя забывать, что основание принципиально новых научных разработок в области планирования, методов эффективного распределения ресурсов в условиях модернизации экономики было тесно связано с политической волей государства.

Известия. - 1929. - 10 нояб.

Список источников

1. Азербайджанская ССР. Народный комиссариат труда, Отдел статистики труда. Бюллетени Отдела статистики труда / АССР. Нар. ком. труда и Совет проф. союзов; под общ. ред. Б. А. Гухмана. - Баку: Азерцентропечать, 1920.

2. Базаров В. А. Громановская концепция народнохозяйственного целого и плановое хозяйство // Плановое хозяйство. - 1927. - № 6. - С. 162-166.

3. Блохин В. Ф., Алферова И. В. Социалистическая академия: Госплан в области идеологии // 1917 год в России: социалистическая идея, революционная мифология и практика: сб. науч. тр. - Екатеринбург, 2016. - С. 103-114.

4. Вишневский Н. М. Принципы и методы организованного распределения продуктов продовольствия и предметов первой необходимости / под ред. В. Г. Громана. - М.: Высш. сов. нар. хоз., Отд. ред.-изд., 1920. - 188 с.

5. Голанд Ю. М. Перспективное планирование при НЭПе // Вопросы экономики. - 2019. -№ 5. - С. 149-159. - DOI: 10.32609/0042-8736-2019-5-149-159.

6. Гухман Б. А. Основные вопросы экономики СССР в таблицах и диаграммах: Контрольные цифры на 1927/28 г и сравнительные данные за 1913, 1924/25, 1925/26 и 1926/27 гг. / под ред. В. Г. Громана. - М.: Изд-во Коммунист. акад., 1928. - 16 с.

7. Гухман Б. А. Производительность труда и заработная плата в промышленности СССР. - М.: Экон. жизнь, 1925. - 191 с.

8. Гухман Б. А. Труды Госплана. Кн. 6, вып. 3. Продукция и потребление СССР: к народно-хозяйственному балансу. (1922/23 хоз. г.). - М.: Госплан СССР, 1925. - 140 с.

9. Диденко Д. В. Изменения качества планирования экономики в позднем СССР: технологическая и институциональная динамика // Экономическая история. - 2021. - Т. 17, № 4. -С. 370-384. - DOI: 10.15507/2409-630X.055.017.2021064.370-384.

10. Зейлингер Владимир Иванович. - URL: https://centrasia.org/person2.php?st=1502604854 (дата обращения: 10.05.2021).

11. Зейлингер В. И. О системе наблюдения динамики народного хозяйства. - Харьков: Урядова друк. им. тов. Фрунзе, 1925. - 23 с.

12. Итоги оценочно-статистического исследования Пензенской губернии [1909-1913] / под общ. рук. В. Г. Громана. Сер. 1: Пензенское губернское земство. Оценочное отделение. -Пенза, 1913-1923. - 26 с.

13. Краснова Е. В. Взгляды советского экономиста С. Г. Струмилина с позиции современной теории человеческого капитала // Азимут научных исследований: Экономика и управление. -2021. - № 2. - С. 210-214.

14. Кузнецова В. Г. Громан и переход к плановой экономике СССР в 1917-1930 гг. // Научный диалог. - 2019. - № 11. - С. 354-365. - DOI: 10.24224/2227-1295-2019-11-354-365.

15. Кузнецова О. Н. Политическая карикатура на процесс союзного бюро меньшевиков по материалам газеты «Гудок» 1931 г // Исторический путь России: из прошлого в будущее: материалы Междунар. науч. конф., посвящ. 800-летию со дня рождения Великого князя Александра Невского: в 3 т. - СПб., 2021. - Т. 1. - С. 216-221.

16. Меньшевистский процесс 1931 года: сб. док.: в 2 кн. / сост., ввод. ст. А. Л. Литвин. - М.: РОССПЭН, 1999.

17. Обвинительное заключение по делу контрреволюционной меньшевистской организации Громана, Шера, Суханова и др. - М.: Огиз - Сов. законодательство, 1931. - 68 с.

18. Фельдман М. А. «Предвосхитившие работу, выполненную западными экономистами», или Феномен журнала «Плановое хозяйство» // Вопросы теоретической экономики. - 2021. -№ 1. - С. 112-120. - DOI: 10.24411/2587-7666-2021-10109.

19. Ясный Н. М. Советские экономисты 1920-х годов. Долг памяти / пер. с англ. А. В. Белых. -М.: Дело, 2012. - 342 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Azerbaijan SSR. People's Commissariat of Labor Department of labor statistics. Bulletins of the Department of Labor Statistics / ASSR. People Commissariat of Labor and the Council of Professional Unions; Ed. B. A. Gukhman. Baku, 1920. (In Russ.)

2. Bazarov V. A. Groman's concept of the national economic whole and planned economy. Planovoe hozyajstvo = Planned economy. 1927; 6: 162-166. (In Russ.)

3. Blokhin V. F., Alferova I. V. Socialist Academy: GOSPLAN in the field of ideology. In: 1917 in

Russia: socialist idea, revolutionary mythology and practice: Coll. of scientific papers. Ekaterinburg, 2016. P. 103-114. (In Russ.)

4. Vishnevsky N. M. Principles and methods of organized distribution of food products and essentials. Ed. V. G. Groman. Moscow, 1920, 188 p. (In Russ.)

5. Goland Yu. M. Perspective planning under the NEP. Voprosy ekonomiki = Questions of Economics. 2019; 5: 149-159. DOI: 10.32609/0042-8736-2019-5-149-159. (In Russ.)

6. Gukhman B. A. Main issues of the USSR economy in tables and diagrams: Control figures for 1927/28 and comparative data for 1913, 1924/25, 1925/26 and 1926/27. Ed. V G. Groman. Moscow, 1928, 16 p. (In Russ.)

7. Gukhman B. A. Labor productivity and wages in the industry of the USSR. Moscow, 1925, 191 p. (In Russ.)

8. Gukhman B. A. Proceedings of the State Planning Commission. Book. 6, no. 3. Production and consumption of the USSR: to the national economic balance. (1922/23 economic years). Moscow, 1925, 140 p. (In Russ.)

9. Didenko D. V. Changes in the quality of economic planning in the late USSR: technological and institutional dynamics. Ekonomicheskaya istoriya = Economic history. 2021; Vol. 17, 4: 370-384. DOI: 10.15507/2409-630X.055.017.2021064.370-384. (In Russ.)

10. Zeilinger Vladimir Ivanovich. Available at: https://centrasia.org/person2.php?st=1502604854 (date of access: 05.10.2021). (In Russ.)

11. Zeilinger V. I. On the system of monitoring the dynamics of the national economy. Kharkov, 1925, 23 p. (In Russ.)

12. Results of the estimated and statistical study of the Penza province [1909-1913]. Ed. V. G. Groman. Ser. 1: Penza provincial zemstvo. Appraisal department. Penza, 1913-1923, 26 p. (In Russ.)

13. Krasnova E. V. Views of the Soviet economist S. G. Strumilin from the standpoint of the modern theory of human capital. Azimut nauchnyh issledovanij: Ekonomika i upravlenie = Azimut of scientific research: Economics and management. 2021; 2: 210-214. (In Russ.)

14. Kuznetsova V. G. Groman and the transition to a planned economy of the USSR in 1917-1930. Nauchnyj dialog = Scientific dialogue. 2019; 11: 354-365. DOI: 10.24224/2227-1295-2019-11354-365. (In Russ.)

15. Kuznetsova O. N. Political caricature of the process of the union bureau of the Mensheviks based on the materials of the newspaper "Gudok" 1931. In: Historical path of Russia: from the past to the future: Materials of the Intern. scientific conf., dedicated to the 800th anniversary of the birth of Grand Duke Alexander Nevsky: in 3 vol. Saint Petersburg, 2021, Vol. 1. P. 216-221. (In Russ.)

16. The Menshevik trial of 1931: coll. of documents: in 2 books. Ed. A. L. Litvin. Moscow, 1999. (In Russ.)

17. The indictment in the case of the counter-revolutionary Menshevik organization of Groman, Sher, Sukhanov and others. Moscow, 1931, 68 p. (In Russ.)

18. Feldman M. A. "Foreshadowing the work done by Western economists", or the Phenomenon of the magazine "Planned Economy". Voprosy teoreticheskoj ekonomiki = Problems of Theoretical Economics. 2021; 1: 112-120. DOI: 10.24411/2587-7666-2021-10109. (In Russ.)

19. Clear N. M. Soviet economists of the 1920s. Debt of memory. Moscow, 2012, 342 p. (In Russ.)

Поступила 06.03.2022.

Сведения об авторе

Кузнецова Ольга Николаевна - кандидат исторических наук, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (Санкт-Петербург, Россия). Сфера научных интересов: история России начала ХХ в., экономическая история, история русской эмиграции. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6915-0344. E-mail: bon-box@mail.ru

Submitted 06.03.2022.

About the author

Olga N. Kuznetsova - Candidate of History, Peter the Great St-Petersburg Polytechnic University (Saint Petersburg, Russia). Research interests: history of Russia at the beginning of the 20th century, economic history, history of Russian emigration. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6915-0344.

E-mail: bon-box@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.