Поиск :
- Новые поступления
- Поиск
- Поиск одной строкой
- Помощь
- Книги по отраслям
- Книги 2022
- Книги 2023
- Книги 2024
- Ретрофонд
- Статьи из информационных обзоров за 2023
- Статьи из информационных обзоров за 2024
- Авторы
- Издательства
- Серии
- Ключевые слова
- Дерево рубрик
- Статистика поисков
- Статистика справок
Разделы фонда
Справочники
Личный кабинет :
Электронный каталог: Арёвкин, Л.П. - Сценарии социально-экономического развития России
Арёвкин, Л.П. - Сценарии социально-экономического развития России
Нет экз.
Статья
Автор: Арёвкин, Л.П.
Энергия: экономика, техника, экология: Сценарии социально-экономического развития России
2014 г.
ISBN отсутствует
Автор: Арёвкин, Л.П.
Энергия: экономика, техника, экология: Сценарии социально-экономического развития России
2014 г.
ISBN отсутствует
Статья
Арёвкин, Л.П.
Сценарии социально-экономического развития России / Арёвкин Л.П. // Энергия: экономика, техника, экология. – 2014. – 2014 №7. – С.60-66. - 292759. – На рус. яз.
Критический анализ и оценка подготовленного чиновниками Министерства экономического развития России (МЭР) Прогноза долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2030 г., который является одним из основных документов системы стратегического планирования развития страны. В прогнозе содержится набор пожеланий и красивых тезисов, но не сказано, каким образом и за счет каких ресурсов они могут быть реализованы, если таковыми не считать рассуждения о привлечении иностранного капитала, приватизации и улучшении инвестиционного климата. По мнению чиновников, уже через 18 лет Россия сможет построить инновационную экономику, отвечающую требованиям экономически развитого государства, и опередит по показателю качества жизни такие страны как США, Австралию и многие страны ЕС. Чиновники полагают, что к 2015 г. производительность труда вырастет в 1,5 раза, а ВВП России будет увеличиваться более чем на 3% в год. В конце 2012 г. по величине душевого ВВП по ППС с показателем в 16,7 тыс. долл. Россия занимала 72 место в мире, находясь между Французской Полинезией (18 тыс. долл.), Антигуа и Барбудой (17 тыс. долл.), и Габоном (16,3 тыс. долл.). Конкурентами для России оказываются не крупнейшие экономики мира, а слабо развитые страны третьего мира и "банановые республики", именно их российским властям никак не удается обогнать. Согласно оценкам Росстата, разрыв в доходах 10% самых богатых и самых бедных россиян за последние 11-12 лет увеличился с 13,5 до 16,2 раза, а с учетом скрытых доходов на капитал этот разрыв варьируется от 70 до 120 раз. По мнению чиновников МЭР, государственный сектор должен значительно сократиться за счет приватизации, а большинство госкорпораций требуется ликвидировать, в то время, когда руководство крупнейших экономически развитых стран отказывается от несостоятельных догм "рыночного фундаментализма" в пользу активной стимулирующей национально ориентированной финансово-экономической политики. В ряде крупных экономически развитых странах (США, Япония, Германия) имеются целые отрасли промышленности, которые прямо или косвенно жестко контролируются государством. Финансово-экономический блок правительства и руководство Банка России отказывается возрождать разрушенное в начале 2000-х годов валютное регулирование и финансовый контроль, из-за этого из России ежегодно только незаконно вывозится 1,5 трлн рублей. Оценка сценариев развития отечественной экономики (консервативный, инновационный и форсированный инновационный варианты), предлагаемые чиновниками МЭР. Первые два, по экспертным оценкам, делают априори невыполнимыми предвыборные обещания Президента. Третий сценарий, который должен был бы стать дорожной картой для Правительства, становится в принципе не реализуемым в рамках предложенных Правительством мер по его достижению. Анализ причин, по которым в чистом виде эта попытка выдать желаемое за действительность, форсированный сценарий развития российской экономики принципиально нельзя реализовать в рамках проводимой финансово-экономической и научно-технической политики. Наряду с экономическими несуразицами и несостоятельностью базовых макроэкономических предпосылок, сомнения вызывают социально-демографические прогнозы МЭР. Согласно инерционному и инновационному сценарию развития, численность населения России сократится на 1,4 млн человек - с 143,2 до 141,8 млн, а в случае реализации форсированного сценария количество россиян без объяснения причин вырастет сразу до 151,4 млн человек. Согласно форсированному сценарию, каким-то образом численность населения в трудоспособном возрасте не вырастет даже в случае реализации планов по модернизации и привлечению иностранных инвестиций. Закономерный вопрос о том, каким образом финансово-экономический блок Правительства в принципе собирается заниматься модернизацией при одновременном сокращении численности россиян в трудоспособном возрасте и зачем она нужна, если в таком случае произойдет еще больший наплыв мигрантов, низко квалифицированной рабочей силы, прежде всего из Средней Азии, и как следствие, обострение напряженности и конфликтов на этнической почве. И не менее логичный ответ - российские чиновники планируют обеспечить "повышение производительности труда" в российской экономике в 1,5 раза к 2015 г. и в несколько раз к 2030 г. за счет элементарного сокращения численности самих россиян. Судя по представленному чиновниками МЭР документу, чем более инновационной, наукоемкой, энергоэффективной и ресурсосберегающей будет отечественная экономика, тем меньше ей понадобится рабочих рук россиян, и тем больше она будет заниматься импортом дешевой и низко квалифицированной рабочей силой из слаборазвитых республик Средней Азии. В сентябре 2013 г. Правительство приняло пессимистический вариант развития и перевело социально-экономическое планирование на консервативный сценарий. Из традиционных трех вариантов, которые рассчитывает Минэкономразвития России, основным стал не средний между "худшим" и "лучшим", а "худший". Проигрыш в мировой конкуренции становится официальной стратегией социально-экономического развития России до 2030 г.
Ключевые слова = АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Ключевые слова = АДМИНИСТРАТИВНО-КОМАНДНАЯ СИСТЕМА
Ключевые слова = АНАЛИЗ СЦЕНАРНЫЙ
Ключевые слова = ВАЛОВОЙ ВНУТРЕННИЙ ПРОДУКТ (ВВП)
Ключевые слова = ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
Ключевые слова = ВЫВОЗ КАПИТАЛА
Ключевые слова = ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОРПОРАЦИЯ
Ключевые слова = ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
Ключевые слова = ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Ключевые слова = ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ
Ключевые слова = ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА
Ключевые слова = ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ ДИСБАЛАНС
Ключевые слова = ДЕМОГРАФИЯ
Ключевые слова = ДОРОЖНАЯ КАРТА
Ключевые слова = ДОХОДЫ
Ключевые слова = ЗАРУБЕЖНЫЕ АКТИВЫ
Ключевые слова = ЗАРУБЕЖНЫЕ СТРАНЫ
Ключевые слова = ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ
Ключевые слова = ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА
Ключевые слова = ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ
Ключевые слова = КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ
Ключевые слова = МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА
Ключевые слова = МИГРАЦИЯ
Ключевые слова = МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ РОССИИ
Ключевые слова = НАСЕЛЕНИЕ
Ключевые слова = НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
Ключевые слова = НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА
Ключевые слова = ППС (ПАРТИТЕТ ПОКУПАТ.СПОСОБНОСТИ)
Ключевые слова = ПРАВИТЕЛЬСТВО
Ключевые слова = ПРИВАТИЗАЦИЯ
Ключевые слова = ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Ключевые слова = ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА
Ключевые слова = РАЗВИВАЮЩИЕСЯ СТРАНЫ
Ключевые слова = РАЗВИТЫЕ СТРАНЫ
Ключевые слова = РЕАЛИЗАЦИЯ
Ключевые слова = РОССИЯ
Ключевые слова = СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Ключевые слова = СОЦИАЛЬНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
Ключевые слова = СТАТИСТИКА
Ключевые слова = СТИМУЛИРОВАНИЕ
Ключевые слова = СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Ключевые слова = СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Ключевые слова = ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ
Ключевые слова = ТРУДОСПОСОБНОСТЬ
Ключевые слова = ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА
Ключевые слова = ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ
Ключевые слова = ЦЕНТРОБАНК
Ключевые слова = ЧИСЛЕННОСТЬ
Ключевые слова = ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА
Ключевые слова = ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА
Ключевые слова = ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ
Ключевые слова = ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОЖИДАНИЯ
Ключевые слова = ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ
Ключевые слова = ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ
Ключевые слова = ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ
Ключевые слова = ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Ключевые слова = ЭКОНОМИКА РОССИИ И СНГ
Арёвкин, Л.П.
Сценарии социально-экономического развития России / Арёвкин Л.П. // Энергия: экономика, техника, экология. – 2014. – 2014 №7. – С.60-66. - 292759. – На рус. яз.
Критический анализ и оценка подготовленного чиновниками Министерства экономического развития России (МЭР) Прогноза долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2030 г., который является одним из основных документов системы стратегического планирования развития страны. В прогнозе содержится набор пожеланий и красивых тезисов, но не сказано, каким образом и за счет каких ресурсов они могут быть реализованы, если таковыми не считать рассуждения о привлечении иностранного капитала, приватизации и улучшении инвестиционного климата. По мнению чиновников, уже через 18 лет Россия сможет построить инновационную экономику, отвечающую требованиям экономически развитого государства, и опередит по показателю качества жизни такие страны как США, Австралию и многие страны ЕС. Чиновники полагают, что к 2015 г. производительность труда вырастет в 1,5 раза, а ВВП России будет увеличиваться более чем на 3% в год. В конце 2012 г. по величине душевого ВВП по ППС с показателем в 16,7 тыс. долл. Россия занимала 72 место в мире, находясь между Французской Полинезией (18 тыс. долл.), Антигуа и Барбудой (17 тыс. долл.), и Габоном (16,3 тыс. долл.). Конкурентами для России оказываются не крупнейшие экономики мира, а слабо развитые страны третьего мира и "банановые республики", именно их российским властям никак не удается обогнать. Согласно оценкам Росстата, разрыв в доходах 10% самых богатых и самых бедных россиян за последние 11-12 лет увеличился с 13,5 до 16,2 раза, а с учетом скрытых доходов на капитал этот разрыв варьируется от 70 до 120 раз. По мнению чиновников МЭР, государственный сектор должен значительно сократиться за счет приватизации, а большинство госкорпораций требуется ликвидировать, в то время, когда руководство крупнейших экономически развитых стран отказывается от несостоятельных догм "рыночного фундаментализма" в пользу активной стимулирующей национально ориентированной финансово-экономической политики. В ряде крупных экономически развитых странах (США, Япония, Германия) имеются целые отрасли промышленности, которые прямо или косвенно жестко контролируются государством. Финансово-экономический блок правительства и руководство Банка России отказывается возрождать разрушенное в начале 2000-х годов валютное регулирование и финансовый контроль, из-за этого из России ежегодно только незаконно вывозится 1,5 трлн рублей. Оценка сценариев развития отечественной экономики (консервативный, инновационный и форсированный инновационный варианты), предлагаемые чиновниками МЭР. Первые два, по экспертным оценкам, делают априори невыполнимыми предвыборные обещания Президента. Третий сценарий, который должен был бы стать дорожной картой для Правительства, становится в принципе не реализуемым в рамках предложенных Правительством мер по его достижению. Анализ причин, по которым в чистом виде эта попытка выдать желаемое за действительность, форсированный сценарий развития российской экономики принципиально нельзя реализовать в рамках проводимой финансово-экономической и научно-технической политики. Наряду с экономическими несуразицами и несостоятельностью базовых макроэкономических предпосылок, сомнения вызывают социально-демографические прогнозы МЭР. Согласно инерционному и инновационному сценарию развития, численность населения России сократится на 1,4 млн человек - с 143,2 до 141,8 млн, а в случае реализации форсированного сценария количество россиян без объяснения причин вырастет сразу до 151,4 млн человек. Согласно форсированному сценарию, каким-то образом численность населения в трудоспособном возрасте не вырастет даже в случае реализации планов по модернизации и привлечению иностранных инвестиций. Закономерный вопрос о том, каким образом финансово-экономический блок Правительства в принципе собирается заниматься модернизацией при одновременном сокращении численности россиян в трудоспособном возрасте и зачем она нужна, если в таком случае произойдет еще больший наплыв мигрантов, низко квалифицированной рабочей силы, прежде всего из Средней Азии, и как следствие, обострение напряженности и конфликтов на этнической почве. И не менее логичный ответ - российские чиновники планируют обеспечить "повышение производительности труда" в российской экономике в 1,5 раза к 2015 г. и в несколько раз к 2030 г. за счет элементарного сокращения численности самих россиян. Судя по представленному чиновниками МЭР документу, чем более инновационной, наукоемкой, энергоэффективной и ресурсосберегающей будет отечественная экономика, тем меньше ей понадобится рабочих рук россиян, и тем больше она будет заниматься импортом дешевой и низко квалифицированной рабочей силой из слаборазвитых республик Средней Азии. В сентябре 2013 г. Правительство приняло пессимистический вариант развития и перевело социально-экономическое планирование на консервативный сценарий. Из традиционных трех вариантов, которые рассчитывает Минэкономразвития России, основным стал не средний между "худшим" и "лучшим", а "худший". Проигрыш в мировой конкуренции становится официальной стратегией социально-экономического развития России до 2030 г.
Ключевые слова = АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Ключевые слова = АДМИНИСТРАТИВНО-КОМАНДНАЯ СИСТЕМА
Ключевые слова = АНАЛИЗ СЦЕНАРНЫЙ
Ключевые слова = ВАЛОВОЙ ВНУТРЕННИЙ ПРОДУКТ (ВВП)
Ключевые слова = ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
Ключевые слова = ВЫВОЗ КАПИТАЛА
Ключевые слова = ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОРПОРАЦИЯ
Ключевые слова = ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
Ключевые слова = ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Ключевые слова = ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ
Ключевые слова = ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА
Ключевые слова = ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ ДИСБАЛАНС
Ключевые слова = ДЕМОГРАФИЯ
Ключевые слова = ДОРОЖНАЯ КАРТА
Ключевые слова = ДОХОДЫ
Ключевые слова = ЗАРУБЕЖНЫЕ АКТИВЫ
Ключевые слова = ЗАРУБЕЖНЫЕ СТРАНЫ
Ключевые слова = ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ
Ключевые слова = ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА
Ключевые слова = ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ
Ключевые слова = КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ
Ключевые слова = МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА
Ключевые слова = МИГРАЦИЯ
Ключевые слова = МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ РОССИИ
Ключевые слова = НАСЕЛЕНИЕ
Ключевые слова = НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
Ключевые слова = НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА
Ключевые слова = ППС (ПАРТИТЕТ ПОКУПАТ.СПОСОБНОСТИ)
Ключевые слова = ПРАВИТЕЛЬСТВО
Ключевые слова = ПРИВАТИЗАЦИЯ
Ключевые слова = ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Ключевые слова = ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА
Ключевые слова = РАЗВИВАЮЩИЕСЯ СТРАНЫ
Ключевые слова = РАЗВИТЫЕ СТРАНЫ
Ключевые слова = РЕАЛИЗАЦИЯ
Ключевые слова = РОССИЯ
Ключевые слова = СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Ключевые слова = СОЦИАЛЬНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
Ключевые слова = СТАТИСТИКА
Ключевые слова = СТИМУЛИРОВАНИЕ
Ключевые слова = СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Ключевые слова = СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Ключевые слова = ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ
Ключевые слова = ТРУДОСПОСОБНОСТЬ
Ключевые слова = ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА
Ключевые слова = ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ
Ключевые слова = ЦЕНТРОБАНК
Ключевые слова = ЧИСЛЕННОСТЬ
Ключевые слова = ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА
Ключевые слова = ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА
Ключевые слова = ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ
Ключевые слова = ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОЖИДАНИЯ
Ключевые слова = ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ
Ключевые слова = ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ
Ключевые слова = ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ
Ключевые слова = ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Ключевые слова = ЭКОНОМИКА РОССИИ И СНГ